Почему извергаются вулканы исследовательская работа


Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Лучшие новости сайта


Развитие творческих способностей младших школьников

  1. Введение. Концепция учителя.

                                         «Дети должны жить в мире красоты,

                                          игры, сказки, музыки, рисунка,

                                          фантазии, творчества»

                                                                 (В.А. Сухомлинский)

        Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.

Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовать в своей деятельности одну из важнейших целей – формирование творческой личности ребёнка.

        Работая над этой проблемой несколько лет, я, как классный руководитель, выбрала себе прекрасного помощника  в воспитательном процессе – искусство.

        Как часто можно слышать сетования школьных учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, отсутствие желания читать и т.д. К этому можно добавить ещё целый ряд социальных и психологических проблем современных школьников.

 Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства. Главная цель моей работы – это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично.

        Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают, что нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении. Тем самым воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе. Следовательно, необходимо развитие творческих способностей – создание условий для формирования личности в целом.

        Актуальность темы. Причины её выбора.

        Актуальность данного направления в работе с детьми мне видится с нескольких позиций.

Во–первых, сегодня одной из проблем современной педагогики является развитие творческих способностей учащихся. В педагогической практике в разных областях деятельности идёт активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развивать творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей своё место в жизни, свой путь, своё направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.

Во–вторых, творческие способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование их на практике. Деятельность человека осуществляется не по образцу. Он способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное за пределами требуемого, за пределами задачи, которая ставится перед ним.

        В–третьих, одной из задач, поставленных перед педагогическим коллективом нашей школы – это развитие творческих способностей школьников, связанных с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способностей ставить проблемы и находить пути их решения.  

II. Теоретическая интерпретация опыта.

Мой опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева, Ш.А. Амонашвили, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др. Это педагогика здравого смысла, педагогика сотрудничества, гуманно – личностная педагогика, педагогика творчества.

В основе технологии следующие принципы:

  1. «Все дети талантливы».
  2. «Плох не ребёнок, плох его поступок».
  3. «В каждом ребёнке чудо, ожидай его».

На становление моего опыта также повлияли следующие работы:

  1. В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям.
  2. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.
  3. В.И. Андреев. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества.
  4. С.М. Соловейчик. Воспитание творчеством.
  5. М.Г. Яновская. Творческая игра в воспитании младших школьников.
  6. А.М. Матюшкин. Развитие творческой активности школьников.
  7. А.П. Волков. Приобщение школьников к творчеству.
  8. Н.В. Иванова. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.

Мне очень близки следующие высказывания:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

                                                               (В.А.Сухомлинский)

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, одурманивающей, никому не нужной, вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

(В.А.Сухомлинский)

«Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке».

(Ш.М. Амонашвили)

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

(Л.С. Выготский)

«Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности творчества».

(Л.С. Выготский)

«От учителя требуется большая чуткость, но особенно бережно он должен относиться к замыслам, которыми делятся с ним дети».

(В.А. Левин)

«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве – искренность. Без неё все другие достоинства теряют значения. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».

(Б.М. Теплов)

«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых».

(Н.Т Винокурова)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

(К.Д. Ушинский)

  1. Описание применяемого новшества.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в моём классе является развитие творческих  способностей учащихся. Мною была поставлена цель: через урочную и внеурочную деятельность развивать творческие способности ребят.

         Для достижения данной цели я  определила следующие задачи:

  1. изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей);
  2. создание  условий, для развития творческих способностей, инициативы, лидерских качеств;
  3. сплочение детского коллектива и коллектива взрослых.

Приоритетными направлениями  деятельности являются:

  1. взаимодействие с семьями учащихся, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, учителями – предметниками;
  2. развитие ученического самоуправления в классе;
  3.  патриотическое воспитание через формирование сопричастности к судьбам Отечества и родного города;
  4. нравственное и эстетическое развитие детей;
  5. обучение культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
  6. привитие основ здорового образа жизни.

Мной была выстроена воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся. В своей воспитательной работе я опираюсь на следующие принципы:

  1. принцип системности;
  2. принцип развития;
  3. принцип творчества;
  4. принцип нравственности;
  5. принцип выбора;
  6. принцип доверия и поддержки.

Отличительным признаком воспитательной системы является личностно-ориентированный подход, интегрирование урочной и внеурочной деятельности. Данная воспитательная система предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования. Форма воспитательной работы –  коллективная и групповая. Использование групповой работы убеждает в том, что:

-  возрастает глубина понимания, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

- растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

-    учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свои отношения с учётом позиции других людей.

Для реализации целей  воспитания использую методы:

  1. диагностический (изучение, наблюдение, беседа);
  2. побудительный (поощрение, убеждение);
  3. коммуникативный (доверие, сотрудничество, согласие);
  4. игровой;
  5. исследовательский;
  6. поисковый;
  7. метод проектов;
  8. метод совершенствования (изучения, обобщения).

Этапы организации работы по развитию

творческих способностей учащихся.

  1. Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе по развитию творческих способностей учащихся.
  2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
  3. Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностик, позволяющих изучить личность каждого ребёнка.
  4. Создание условий, способствующих развитию творческих способностей  учащихся.

Работа с коллективом учащихся по развитию  творческих способностей состоит из нескольких этапов:

- подготовительный;

- творческий;

- развивающий;

- обобщающий.

Подготовительный этап (1 класс) направлен на:

  1. изучение личности каждого ребёнка (индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей, способностей и др.);
  2. вовлечение в активные формы творческой и познавательной деятельности;
  3. формирование познавательного интереса.

Виды деятельности: педагогическая диагностика, урочная и внеурочная деятельность, участие  в делах класса и школы, портфель достижений учащихся, летопись класса, работа над созданием коллектива, создание родительского актива класса и т.д.

Творческий этап (2 класс) направлен на:

  1. творческое развитие учащихся;
  2. формирование познавательного интереса;
  3. развитие ученического самоуправления.

Виды деятельности: вовлечение в школьные и городские секции и кружки; урочная и внеурочная деятельность; привитие любви к чтению; участие в делах школы и класса; участие в городских мероприятиях; совместная работа с библиотекой, музеем, педагогами дополнительного образования и т.д.

Развивающий этап (3, 4 класс) направлен на:

  1. развитие и расширение творческой активности и познавательных интересов учащихся;
  2. формирование исследовательских навыков.

Виды деятельности: продолжается работа по всем видам деятельности, начатая во втором классе; исследовательская и проектная деятельность.

Обобщающий этап (II полугодие четвёртого класса) направлен на изучение и анализ результатов работы, подведение итогов.

Психолого – педагогическая диагностика.

Прежде, чем выстроить систему  воспитательной работы с учащимся, я совместно с психологом изучила индивидуальные и личностные особенности ребят, их интересы и склонности. Был выявлен уровень развития психических процессов учащихся; определён тип темперамента посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявлены их личностные особенности. Были исследованы интересы учащихся, их склонности к какому - либо виду деятельности; определён статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, предпочитаемые, принимаемые, изолированные); выявлена роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель).

В первый класс ко мне пришло 17 человек. Из них 10 мальчиков и 7 девочек. При проверке подготовленности выявлено, что 35% учеников моего класса – школьно-зрелых, 45% - средний уровень, 20% - совершенно слабые, не готовые к обучению. Был проведён тест на определение ведущего полушария у ребёнка. Из 17 учащихся правополушарных оказалось 9 человек, равнополушарных - 2 человека, т.е. склонных к творческой деятельности  - 65%.  Анкета «выявление интересов учащихся» показала, что рисовать нравится 60% учащимся, танцевать – 50%, заниматься спортом – 30%, читать книги – 90%, узнавать о природе и животных – 40%, разгадывать загадки и ребусы – 15%, делать аппликации – 15%, сочинять сказки, стихи – 10%.  На вопрос «Какой ты?» были даны ответы: добрый, болтун, придумщик, со мной всегда весело, фантазёр, любопытный (видимо в смысле любознательности). Только один человек написал, что он спокойный и один – стеснительный.  Я сразу определила основное направление воспитательной работы в классе  – развитие творческих способностей детей.

Дополнительное образование.

Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по дополнительному образованию.

После получения результатов диагностик я помогла определиться  ребятам с выбором студий дополнительного образования. Ни один ребёнок в моём классе не остался в стороне. Один ребёнок посещает детскую музыкальную школу, трое посещают танцевальную студию, четверо занимаются в лыжной школе олимпийского резерва, один ребёнок занимается плаванием, шесть человек отдали предпочтение хоровой студии и занятиям в ансамбле «Ложкари», двенадцать  человек занимаются в кружке «Голубая сказка. Основы гжельской росписи», который веду я.

Мой собственный опыт привёл меня к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать комплексный подход, когда один педагог обучает разным видам творчества. Поэтому для реализации целей и задач воспитания мной были составлены и апробированы четыре  программы: «Голубая сказка. Основы гжельской росписи», «Тестопластика», «Хореография», «Развитие творческого мышления младших школьников». Для меня и моих ребят это было ново. Использование такого подхода на протяжении четырёх лет оказалось результативным.

Занятия гжельской росписью можно рассматривать как один из видов ознакомления с народным художественным творчеством. Эти занятия открывают для многих школьников новые пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники. Приобщение школьников к народной кистевой росписи Гжели помогает им оценить сложность и поэтичность народной живописи, поднять общую культуру. В Магадане, удалённом от Гжели, нет возможности увидеть технологический процесс изготовления художественной посуды и мелкой пластики. Этого и не требуется. Цель кружка – подарить радость творчества, познакомить с историей гжельского народного художественного промысла, раскрыть способности учеников.

Занятия ведутся на протяжении нескольких  лет. Сочетая таким образом урочную и внеурочную формы работы, удалось добиться того, что учащиеся стали лучше писать. После каждого занятия организовывались общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ всеми без исключения ребятами. Дети любят высказываться по качеству выполнения работ. Если ученик затрудняется оценить работу товарища, то задаются вспомогательные вопросы: «Что нравится в работе? Что сделано более удачно?».  Отвечая на вопросы, ученик учится мыслить и анализировать, а это расковывает его. Через два-три обсуждения он уже свободно определяет ошибки других и стремиться сам не повторять их.

В течение всего учебного года проводились конкурсы на лучшую роспись. В отборе работ принимали участие все кружковцы. Также ребята активно принимали участие в оформлении школьных праздников, участвовали в городских выставках.

Но на этом я не остановилась. Творческий учитель всегда находится в поиске. Так и я увлеклась тестопластикой. А детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию? Да и отмыть от него руки так сложно! Так возникла идея о создании кружка «Тестопластика» на базе своего класса.

Это удивительное занятие заряжает тех, кто приобщился к нему, познанием бесконечного творчества и радостью полноценного отдыха. Я уже не говорю о той радости, которую испытывали дети, когда на городском конкурсе «Чудотворчество» уже после первого года занятий они заняли призовые места,  когда их попросили оформить выставку работ на конкурс «Школа года». И как они гордились, когда школа заняла первое место – ведь и их маленький вклад помог достичь успеха.

Тот, кто хоть единожды видел выступление детских танцевальных ансамблей, не остался равнодушным. Быстрота, ритм, пластика всегда очаровывали зрителя. После очередного посещения городского праздника один из моих учеников сказал, что как бы было здорово уметь так же красиво танцевать. Так возникла танцевальная группа «Малинки». Кроме того, искусство танца – средство воспитания и развития ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека, органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Танец и музыка сближают детей, развивают сплочённость, коллективизм, организованность и уверенность в себе. Использование движения на таких занятиях оказывает положительное воздействие на здоровье детей. Через искусство танца, через душевные волнения мы открываем ребятам красоту жизни. Я считаю, что танцы особо помогают замкнутым, необщительным и эмоционально неуравновешенным детям реализовать себя в дальнейшей жизни. Такие занятия помогают ребёнку раскрыть творческие способности и приобрести уверенность в собственных силах.

На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи. В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому мной была создана программа Курса «Развитие творческого мышления». Основная цель программы - развитие творческого мышления младших школьников.

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений образования: развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками  литературного чтения, изо, технологии, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром, математикой, музыкой.

Все задания данного Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке.

Программа реализуется с  2011-2012 учебного года.

Работа с родителями.

Вместе с коллективом ребят я получила и коллектив взрослых – 30 человек. 28% из них имеют высшее образование, 53% имеют среднее специальное, профессионально – техническое – 19%. В классе 4 неполных семьи, 2 многодетных семьи и 1 семья относится к категории малообеспеченных, 11% родителей не имеют постоянной работы. Установление контакта с родителями было первостепенной задачей - ведь это начало всех начал.

В формировании творческой личности ребёнка особую роль я отвожу семье. Я считаю, что дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Я провожу индивидуальные беседы с родителями, лектории,  тренинги, практикумы, консультативные часы, творческие мастерские, открытые уроки и внеклассные мероприятия. Были проведены такие тематические родительские собрания: «Первые школьные отметки», «Как помочь ребёнку стать внимательным», «Игры наших детей», «Искусство общения» и др.

Стали традицией совместные классные огоньки и семейные праздники: «Новогодний калейдоскоп», «День 8 Марта», «Вот и окончен учебный год», «Чудесный мир творчества». У многих детей моего класса активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к разнообразным мероприятиям, готовить костюмы к выступлениям. Родители помогают организовывать и проводить праздники (Новогодний огонёк, День именинника), экскурсии (краеведческий музей, пожарная часть), классные часы («Азбука пешехода», «Магадану 70 лет», «Профессии наших родителей»), родительские собрания. Такое участие родителей помогает заложить фундамент для творческой личности и развивать её. Своей целью я считаю донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются.

В классе создан родительский комитет и созданы группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги».

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, организации и проведении разнообразных мероприятий, обеспечении культурной программы  в каникулярное время и т.д.

«Фонд класса» - финансовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

«Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото- и видеосъёмки.

Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет совместная деятельность учителя, родителей и детей, направленная на формирование творческого портфеля учащегося. Творческий портфель – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Ребята моего класса по своему желанию вносят в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде грамот, дипломов благодарственных писем и др. Моя задача – направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество ребят.

Привитие любви к чтению.

Вспоминаю слова Сухомлинского о том, что можно жить счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа. (Имеется в виду самый широкий спектр понятия «уметь читать»). В классе силами родителей и ребят создана классная библиотечка из книг художественной литературы, энциклопедий, разнообразных детских журналов и газет. Ребята с удовольствием читают, подыскивают литературу, обмениваются мнениями.

На уроках по литературному чтению и классных часах проводятся литературные викторины (ребята их очень любят, сами подбирают материал, делают кроссворды), инсценировки по отрывкам из сказок и рассказов, по басням, конкурсы чтецов (многие из учащихся сочиняют стихи и представляют их на конкурсы различного уровня). Всё это способствует познавательной и творческой активности ребёнка, у ребят повысился интерес к чтению, улучшилась техника чтения.

Классный уголок.

Работу с классным уголком считаю одной из основных форм организации воспитательного процесса для решения поставленных задач, в частности: развитие творческих способностей учащихся, создание условий для сплочения коллектива, развития духовно – нравственных качеств личности.

В классном уголке находят своё отражение и учёба, и внеклассная деятельность, и результативность учебно – воспитательного процесса. Чтобы классный уголок всегда вызывал интерес у ребят, я с ними советуюсь, вместе мы обсуждаем те материалы, которые хотим поместить в уголке.

Структура классного уголка.

Классный уголок

Название классного коллектива

Обязанности и поручения членов классного коллектива

Девиз работы коллектива

Атрибутика

Список членов классного коллектива

Правила членов коллектива

Текущий план работы

Рубрика «Это интересно»

Рубрика «Поздравляем!»

Достижения класса

Структура органов самоуправления

Ученическое самоуправление.

Одна из особенностей моей работы – через воспитательную работу и дополнительное образование посредством ученического самоуправления развивать инициативу, научить ребят быть лидерами, видеть перспективу своего собственного дела,   оставаясь при этом нравственным человеком. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать им готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

Ребята в классе поделены на четыре группы, в которых есть ответственные. Каждая группа выполняет определённое поручение всю неделю, затем поручение меняется.

Санитары – каждый день проверяют чистоту ребят, помогают проветривать класс, помогают дежурным поддерживать порядок в классе.

Цветоводы – ухаживают за цветами в классе.

Дежурные – следят за чистотой в классе.

Физкультурники – учат и показывают ребятам комплекс утренней зарядки, организуют игры на переменах, проводят физминутки на уроках.

Здоровье.

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей её благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Одно из направлений в моей воспитательной деятельности – создание ценности здоровья, как основы всех дальнейших успехов в формировании творческой личности ребёнка. В основе работы по валеологическому воспитанию лежит разработанный мною алгоритм:

- первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья;

-  обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы;

-  уточнение и закрепление знаний детей в дидактической игре,  опытно– экспериментальной и проектной деятельности;

-   диагностика усвоенных знаний, умений, навыков в самостоятельной оздоровительной деятельности.

Работа по такому алгоритму даёт положительные результаты, т.к. имеющиеся у ребёнка знания, благодаря их неоднократному практическому и действенному воспроизведению в игре, опытной деятельности, приобретают более прочный и более осознанный характер; в процессе такой деятельности развиваются и творческие способности ребят.

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий.

Описывая систему воспитательной работы в классе нельзя умолчать о внедрении мной новых образовательных и воспитательных технологий, имеющих комплексный результат в обучении и воспитании. Это игровая и  информационно – коммуникативные технологии, научно – исследовательская и так полюбившаяся детям проектная деятельность.

Учащимися моего класса были представлены четыре научно – исследовательские работы:

- «Наблюдение за ростом фасоли» (в 2009г. Дергун С.  отмечен дипломом I степени на школьной научно – практической конференции и в 2010г. - дипломом I степени на городской);

-  «Три состояния воды. Свойства воды в разных состояниях» (в 2010г. Костина Д. отмечена дипломом I степени на школьной научно – практической конференции, в 2011г. – дипломом участника на городской.).

- «Почему извергаются вулканы» (в 2011г. Грачёва В. отмечена дипломом I степени на школьной научно – практической конференции, в 2012г. – дипломом участника на городской).

- «Лекарственные растения Магаданской области» (в 2012г. Рычажков В. отмечен дипломом победителя в номинации на городской научно – практической конференции).

Работа Дергун С. «Выявление влияния глубины заделки семян и света на прорастание семян фасоли и дальнейшее развитие растения» и Костиной Д. «Разные состояния воды. Определение свойств воды в разных состояниях» в этом учебном году представлены  на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».         

 Также две исследовательские работы Костиной Д. и Сороковикова И. были представлены на городской конкурс, посвящённый 65-летию Победы «Георгиевская ленточка в моей семье» (дети отмечены благодарностями за участие).

 Учащимися моего класса проводятся  исследования  в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что, безусловно,  способствует развитию  и творческих способностей детей.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, развития у них творческих способностей и  воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Поэтому особое  внимание я уделяю воспитанию и  обучению на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте. В проекте участвует весь класс.

Совместно с учащимися и родителями были подготовлены и защищены такие творческие проекты:

- «Приметы осени»;

- «Творчество И. Крылова»;

- «Правильное питание – залог здоровья»;

- «Петербург – один из красивейших городов мира»;

В данный момент идёт работа над учебно – воспитательным проектом «Наша школа».

В развитии творческой личности младшего школьника я также использую:

-  социокультурный потенциал города: библиотеки, краеведческий музей, разнообразные выставки художественно – прикладного искусства, выступления детских танцевальных коллективов города, театры;

-     различные формы работы: беседы, классные часы, акции, часы общения, интеллектуальные игры, игры – путешествия, праздники и утренники, викторины и конкурсы, спортивные мероприятия, экскурсии, коллективно – творческие дела, встречи с интересными людьми, выставки детского творчества, инсценировки.

В общем, живём весело!

IV. Педагогические условия и особенности применения.

Развитию творческих способностей учащихся способствует и организация учебно-воспитательного процесса в школе. В плане работы школы  предусмотрены смотры, конкурсы,  творческие проекты, коллективные творческие дела, выставки художественного творчества, позволяющие каждому ребёнку проявить себя в той или иной области, интересующей его.

В своей работе я нахожу поддержку в лице директора и администрации школы.  Я имею возможность на базе своего класса вести кружки по необходимым мне в работе направлениям. Это  кружки - «Голубая сказка. Основы гжельской росписи», «Тестопластика», «Хореография», «Развитие творческого мышления».

V. Анализ результатов изучения опыта и возможность использования его в других условиях.

Сейчас у меня четвёртый класс. Какова же результативность работы на данном этапе?

Уровень воспитанности учащихся

Уровень воспитанности учащихся класса оценивался по следующим параметрам: «Любознательность», «Прилежание», «Отношение к природе», «Я и школа», «Прекрасное в моей жизни».

Результаты:

Вывод: по окончании 4 класса  у 55% высокий уровень воспитанности. У них наблюдается наличие устойчивой положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.  

Учащиеся в своём поведении руководствуются теми ценностными ориентирами, которые определены для их возраста, владеют определёнными навыками поведения, осознанно действуют в соответствии с нормами и правилами нравственности, поведения в обществе без участия и напоминания взрослых.

У 45% учащихся уровень воспитанности средний. Им свойственны самостоятельность проявления саморегуляции и самоорганизации, хотя активная жизненная позиция ещё отсутствует. Учащиеся знают нормы и правила поведения, но в практической деятельности этим нормам и правилам следуют не всегда, требуют напоминания взрослых, закрепления имеющихся навыков.

Учащихся с низким уровнем воспитанности нет.

По результатам наблюдений и диагностических исследований можно говорить не только о повышении уровня воспитанности учащихся, но и о повышении их творческой и познавательной активности. Проследить, как происходит становление творческой личности, мне помогают диаграммы творческой и познавательной активности учащихся.

Участие учащихся в жизни школы и класса.

Участие класса в школьных мероприятиях.

Вовлечение учащихся в кружки, секции.

Вывод: на протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу; в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями и др. Повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся, стимулирование и поощрение учащихся, становление положительной мотивации.

Развитие творческой и познавательной активности учащихся можно проследить по этой диаграмме, составленной посредством наблюдения и мониторинга за участием ребят в различных мероприятиях, за проявлением их инициативы и творческой активности и др.

Вывод: на конец четвёртого класса у 65% учащихся высокий уровень познавательной и творческой активности. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них высокая самопроизвольная и творческая активность, интерес к познавательной и творческой (самостоятельной) деятельности, огромное желание преподнести результат своей самостоятельной творческой и познавательной деятельности, желание улучшить (повысить) качество этого результата.

У 30% учащихся средний уровень творческой и познавательной активности. У них преобладает эмоционально – импульсивное отношение к деятельности, положительное отношение к творческой и познавательной деятельности проявляется часто, но главным образом под воздействием эмоций, участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко), трудности преодолевают с помощью взрослых, постоянно ожидают помощи и побуждений учителя.

У одного учащегося в классе низкий уровень творческой и познавательной деятельности, положительное отношение к творческой и познавательной деятельности проявляется редко, инициативы не проявляет, участвует в мероприятиях редко, постоянно ожидает помощи  и побуждения взрослых.

Рост уровня воспитанности и уровня творческой и познавательной активности очевиден. Кроме этого хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, организованностью, трудолюбием.

В следующей таблице можно проследить повышение качества успеваемости по предметам за четыре года. После представления такой таблицы нет необходимости в порицании учащихся.

Успеваемость учащихся по предметам.

1

2

3

4

Количество учащихся в классе

17

18

20

19

Русский язык

Безотметочное обучение

66,7%

70%

68,4%

Литературное чтение

94,4%

90%

94,7%

Окружающий мир

77,8%

85%

78,9%

Математика

55,6%

75%

84,2%

Технология

94,4%

95%

100%

Изо

94,4%

95%

94,7%

Физическая культура

94,4%

100%

100%

Музыка

100%

100%

100%

Среди родителей обучающихся был проведён опрос с целью выяснения степени удовлетворённости родителей работой классного руководителя.

  1. Класс, в котором учится мой ребёнок, можно назвать дружным.
  2. В среде своих одноклассников мой ребёнок чувствует себя комфортно.
  3. Классный руководитель проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.
  4. Я испытываю чувство взаимопонимания в контакте с классным руководителем.
  5. В классе проводятся дела, которые полезны и интересны моему ребёнку.
  6. Классный руководитель учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка.
  7. Классный руководитель заботится о физическом развитии и здоровье моего ребёнка.
  8. Классный руководитель создаёт условия для проявления и развития способностей моего ребёнка.
  9. Классный руководитель по-настоящему готовит моего ребёнка к самостоятельной жизни.
  10. Классный руководитель создаёт условия для достойного поведения моего ребёнка.

Результаты можно увидеть в следующей диаграмме:

Вывод: большинство родителей удовлетворены работой классного руководителя.

Участие родителей в жизни школы и класса.

Вывод: на протяжении четырёх лет мы наблюдаем рост активности родителей в участии жизни школы и класса. Положительных результатов удалось добиться  за счёт привлечения их к проведению бесед с ребятами, конкурсов, организации и проведения совместных классных огоньков, родительских собраний, организации экскурсий, участия в качестве консультантов в творческих проектах и исследовательских работах учащихся, индивидуальных бесед, оформление классной библиотечки и др.

 Из 30 родителей у 48%  высокий  уровень активности.  Эти родители понимают, что фундамент для развития творческой личности можно заложить только при их заинтересованном и активном участии. Они активно участвуют во всех мероприятиях, проявляют инициативу, у них ярко выражен интерес к познавательной и творческой деятельности их детей, ко всему происходящему в классе.

У 26% родителей средний уровень активности. У них имеется интерес к происходящему в классе и школе, положительное отношение к творческой и познавательной деятельности их ребят, участвовать в мероприятиях не отказываются, но инициативу не проявляют (или проявляют редко), постоянно ожидают побуждений учителя. Чаще являются наблюдателями.

У 26% родителей в классе низкий уровень активности, в основном это папы. Родительские собрания и  внеклассные мероприятия посещают очень редко, инициативы не проявляют.

Диагностика удовлетворённости учащихся школьной жизнью

 Исследование удовлетворённости школьной жизнью проводилось в четвёртом классе (апрель).  Диагностика проводилась с использованием 10 утверждений, которым дети давали оценки в баллах. Результаты следующие:

Вывод: большинство детей в школе чувствуют себя комфортно, 85% учащихся дают высокую оценку удовлетворённости школьной жизнью, 15% учащихся  дают среднюю оценку.

Исследование «Социометрия».

Цель:

1. Выявить  в классе группы детей: лидеры,  предпочитаемые, принимаемые,  изолированные.
2.Отследить динамику.
                             Получены следующие результаты:

Вывод: на диаграмме видно, что дети из изолированных попали в группу принимаемых. В 4 классе изолированных детей в коллективе нет.

В заключение хочу сказать, что для четвёртого класса мои дети добились заметных результатов в творческом плане, они любят учиться и любят свою школу, верят в себя и свои успехи, находятся в поиске своего «Я».

Я уверена, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.

VI. Заключение.

Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Таким образом, роль классного руководителя в развитии творческих способностей очень значима и необходима. Именно классный руководитель (наряду с семьёй) находится ближе всего к ребёнку.

Может быть, моя работа поможет начинающим работать в этом направлении классным руководителям, но хочется отметить, что контроль и руководство со стороны учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности. Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.

Завершить свою работу хочу словами В.А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Литература

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.
  2. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
  4. Горбачёва Т.А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребёнка на творческое развитие.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 55 – 57.
  5. Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.
  6. Кринос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.
  7. Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.
  8. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.
  9. Соловейчик С.М. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978.
  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
  11. Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
  12. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
  13. Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
  14. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.

Развитие творческих способностей

младших школьников

Школьные студии, кружки, секции

Городские студии, кружки, секции

Классные мероприятия

Школьные мероприятия

Городские и областные мероприятия

Краеведческий музей

Библиотеки города

Театры города

Урочная деятельность

Городские и областные выставки, концерты

Самоуправление

Научно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Развивающие игры

Встречи с интересными людьми


Источник: http://nsportal.ru/konkurs/ya-klassnyi-rukovoditel/2012/05/10/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey-mladshikh-shkolnikov


Лучшие новости сайта


Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Почему извергаются вулканы исследовательская работа

Похожие новости: